Карл Маркс

Материал из Энциклопедия Коммунист.Ru
Перейти к: навигация, поиск
Карл Генрих Маркс
Karl Heinrich Marx
Маркс в 1875 году
Маркс в 1875 году

Дата рождения:

05.05.1818

Место рождения:

Трир, Пруссия

Дата смерти:

14.03.1883

Место смерти:

Лондон, Великобритания

Образование:

Берлинский университет

Учёная степень:

доктор философии

Организация:

Союз коммунистов (1847-1852)
Первый интернационал (1864-1876)

Основные идеи:

марксизм

Род деятельности:

философ, экономист, политический деятель, журналист

Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир, Пруссия14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — философ, экономист, политический деятель. Его научные работы стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».

Биография

Родился в семье евреев, принявших христианство. Его отец — Генрих Маркс (урожденный Хешель Маркс Леви Мордехай) — был адвокатом и судьей в Саарлуисе, затем в Трире. Мать — Генриетта Пресбург — родилась в семье раввина из Неймегена (Нидерланды). Брак был заключен в 1814 году, и Карл был третьим ребенком в семье (всего детей было девять, двое из которых не дожили до совершеннолетия).

До 1830 Карл учился в частном порядке. С 1830 по 1835 Карл Маркс посещал гимназию в Трире, отличающуюся либерализмом, а в 1835 году поступил в Университет Бонна. Он планировал изучать философию и литературу, но отец настоял на более практичной юриспруденции. Через год по настоянию отца он перевелся в Берлинский университет.

В 1836 году Карл был помолвлен с Женни фон Вестфален, баронессой. Брак был очевидно неравным по статусу — Маркс имел еврейское происхождение и к тому же был младше невесты. Но отец Женни — Людвиг фон Вестфален — одобрил будущий брак, став ментором и другом юноши. Именно Людвиг был первым, кто познакомил Маркса с социалистическим учением Сен-Симона. В это время юный Маркс стал интересоваться философией Гегеля, чьи идеи широко обсуждались в философских кругах Европы. Маркс примкнул к группе «младогегельянцев». В 1839-1841 один из лидеров движения, Бруно Бауер был учителем и близким другом Карла.

Карл Маркс окончил юридический факультет Берлинского университета в 1841 г. с получением ученой степени — доктор философии. Его докторская диссертация называлась «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Защита прошла в Йенском университете.

Первоначально Маркс планировал преподавать в Университет Бонна, где работал его друг Бауер. Однако в связи с приходом к власти консервативного прусского короля Фридриха Вильгельма IV в 1840 году младогегельянцы лишись возможности продвигаться по академической лестнице, а Бауер был уволен, а, следовательно, он не мог помочь своему другу Марксу с работой в университете.

В 1842 году Маркс переезжает в Кёльн, чтобы заняться журналистикой. Он пишет для оппозиционной газеты «Rheinische Zeitung», а чуть позднее становится ее редактором. Острая критика существующих порядков привлека внимание цензоров к газете. После того, как газета опубликовала статью, критикующую монархию в России, царь Николай I, союзник Пруссии, просит о закрытии издания. Из-за возрастающего давления на редакцию со стороны цензоров Карл Маркс уходит с должности редактора газеты 17 марта 1843 года, а через две недели газету закрывают.

В июне 1843 года Карл Маркс женится на Женни фон Вестфален и уезжает в свадебное путешествие по Германии.

В это время был запрещен немецкий журнал, являвшийся основым печатным органом «младогегельянцев» — «Немецкий ежегодник науки и искусства». Издававший его немецкий философ Арнольд Руге решает основать новый радикальный журнал «Deutsch–Französische Jahrbücher», печатать который из-за прусской цензуры пришлось во Франции, в Париже. Маркс с женой решают перебраться в Париж, где участвуют в создании журнала. Молодая семья живет первоначально живут вместе с четой Руге, затем после рождения дочери Дженни в 1844 переезжает в отдельную квартиру.

В Париже Маркс подружился с Генрихом Гейне и Фридрихом Энгельсом. С последним его до конца жизни связывали узы дружбы и совместная работа.

Увидел свет только один (сдвоенный) номер журнала «Deutsch–Französische Jahrbücher». Он был достаточно успешен, но все же издание решено было не продолжать по финансовым причинам и из-за разногласий между Марксом и Руге. Маркс остался в Париже и стал писать для единственного в то время издания на немцком языке, не подвергавшегося цензуре — «Вперёд!» («Vorwärts!»). Там же печатались и Гейне, и Энгельс, и Руге, и русский анархист Михаил Бакунин. Газета выходила два раза в неделю, и была связана с активистами революционной социалистической группы «Союз справедливых». Позднее «Союз справедливых» будет преобразован в марксистский «Союз коммунистов».

Энгельс в 1844 году показал Марксу свою книгу «О положении рабочего класса в Англии», которая убедила последнего в том, что именно рабочий класс будет основным проводником будущей революции. Энгельс и Маркс совместно критикуют взгляды бывшего друга - Бруно Бауера - и в 1845 публикуют эту критику в книге «Святое семейство». В 1844 году Маркс работает над своими «Экономико-философскими рукописями», основной темой которых является отчуждение в труде. «Рукописи» были опубликованы лишь в 1927 году в Советском Союзе.

Однако, вызывающие статьи в газете «Вперёд!» не могли не раздражать власти. В 1845 году по просьбе прусского короля французское правительство закрывает издание и, более того, выдворяет Карла Маркса из страны.

Маркс вынужден покинуть Францию, но он не хочет и не может возвращаться в Германию. Он переезжает в Брюссель, в Бельгию. Условием въезда в страну для него было не писать ничего, касающегося современной политики. Вскоре в Брюссель приезжает и Энгельс. Вместе они пишут работу «Немецкая идеология», являющуюся наиболее полным отражением их взглядов, касающихся теории истории - исторического материализма. В 1847 году Маркс пишет работу «Нищета философии» в ответ на книгу Прудона «Система экономических противоречий, или философия нищеты».

В связи с тем, что прусское правительство начало требовать выдачи Маркса, в декабре 1845 года Марксу пришлось официально выйти из прусского подданства.

На первых этапах своей научной деятельности испытал сильное влияние философских систем Г. В. Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Критическое переосмысление теоретического наследия впервые представлено во «Введении в критику гегелевской философии права» и «Экономическо-философских рукописях 1844 г.». Самыми известными теоретическими трудами являются «Капитал» и «Манифест коммунистической партии».

Принимал активное участие в создании и деятельности, а также был одним из лидеров таких политических объединений как «Союз коммунистов» (1847 — 1852 гг.) и «Международное товарищество трудящихся» (так называемый, «I Интернационал») (1864 — 1872 гг.).

Основные сочинения

  • 1841 — Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура
  • 1842 — Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции
  • 1844 — Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании
  • 1845 — Тезисы о Фейербахе
  • 1846 — Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков
  • 1847 — Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона
  • 1848 — Манифест Коммунистической партии
  • 1850 — Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.
  • 1851 — Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта
  • 1859 — К критике политической экономии
  • 1867 — Капитал (том 1)
  • 1885 — Капитал (том 2)
  • 1894 — Капитал (том 3)

Марксизм


Clear.png
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.

Что же было в учении К. Маркса, что оказало такое влияние на ход истории?

Фундаментальными открытиями Маркса общепризнанны: во-первых, материалистическая диалектика; во-вторых, теория прибавочной стоимости; и, наконец, в-третьих, учение о коммунизме как стадии общественного развития.

Диалектика как искусство спора стала известной благодаря Сократу. Его метод можно выразить формулой: «Тезис»+«Антитезис»=«Синтез». Свое дальнейшее развитие она получила в системе немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Он первый отметил, что суть процесса развития — это появление нового через снятие противоречия в старом. Именно эту гениальную догадку применил в своих исследованиях капиталистического общества К. Маркс. Но, отбросив умозрительный характер гегелевской диалектики, он обратил ее на материальное основание общественной жизни — экономику.

Для Маркса развитие социума происходит благодаря разрешению противоречий между уровнем развития производительных сил и сложившимися производственными отношениями, ядром которых являются отношения собственности. Основой капиталистического системы производства выступает формула «деньги-товар-деньги». При этом Маркс создает так называемую трудовую теорию стоимости, согласно которой любой товар представляет собой воплощенный труд. Рабочий производит товар, который, будучи обменян на деньги (стоимостное воплощение товара), создает прибавочную стоимость. Ее появление обусловлено тем, что труд рабочего, создающего новый товар, оплачивается не в полном объеме. Это позволяет владельцу присваивать часть труда рабочего в виде прибавочной стоимости. В этом суть капиталистической системы эксплуатации. Впрочем, это открытие Маркса не потеряло своего значения и сегодня. За усложнившимся и глобализованным производством стоит все то же стремление собственников получать прибыль за счет труда других. Любой наниматель рабочей силы (будь то частник, или современное государство) стремилось, стремиться и будет стремиться к получению за ваш счет прибыли (а еще лучше сверхприбыли). Причиной же этого становится то, что работник отделен от средств производства, он не является их собственником. А почему? Да потому, что современное государство законодательно закрепляет право собственности на сырье и средства производства за небольшой группой граждан общества. В этом сущность права частной собственности.

До тех пор, пока существующий порядок вещей не привет работника к осознанию того, кто жирует за его счет, и кто защищает такое положение, он так и будет влачить нищенское существование. И это не просто теория. Есть крылатая фраза Маркса: «Теория только тогда становиться силой, когда она овладевает массами». Но, даже воплотившись в движение масс, это не всегда приводит к революциям в общественном развитии. Необходимы условия для их осуществления. Но это уже было теоретически обосновано гениальным учеником Маркса — В. И. Ульяновым (Лениным).

Развитие капитализма в европейских странах ближе к середине XIX века, в особенности, многочисленные выступления рабочих, заставили многих мыслителей (экономистов, философов, социологов) искать корни общественных проблем. Основой менталитета становится критическое восприятие действительности. Немцы с их склонностью к умозрительным конструкциям прошли путь от «критической» философии И. Канта до неогегельянства Б. Бауэра и антирелигиозного материализма Л. Фейербаха. Англичане с их практичностью окунулись в сферу политической экономии (А. Смит и Д. Рикардо). Французы с их любовью к жизни потянулись к утопическим построениям будущего общества (К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье). И если учения немцев и англичан воплотились в экономическом обосновании Марксом противоречий капиталистического развития, то французы дали пищу идеям о том, а какое же общество придет на смену капиталистической эксплуатации рабочих.

Мечта об обществе, где человек будет чувствовать себя человеком и будет счастлив, сопутствовала человеку со времен первых цивилизаций. Первоначально это воплощалось в религиозных представлениях о рае. Но рай обещался человеку не в этой жизни, а после нее. И это не устраивало многих. Поэтому стали появляться теории о рае земном, который якобы существует на неизведанных землях. К первым попыткам обрисовать их относятся город Солнца итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы и остров Утопия англичанина Томаса Мора (именно из-за его фантазии то, что не осуществимо стали называть утопией). Однако эпоха великих географических открытий внесла коренные изменения в эти воззрения. Люди поняли, что справедливого общества на земле не существует, а раз так, то его нужно создать самим.

На заре XIX века возникает целый ряд учений о будущем справедливом обществе. Их назвали социалистическими. Наиболее известными считаются социалистические теории Шарля Фурье (1772-1837 гг.), Клода Анри Сен-Симона (1760-1825 гг.) и Роберта Оуэна (1771-1858 гг.). Все они по-разному объясняли причины социальной несправедливости, но их объединяет понимание необходимости устранить ее. Устройство будущего социума у этих «патриархов социализма» (так их называл Маркс) различно, как различны их судьбы. Подробности их жизни заслуживают отдельного рассказа во многом поучительного, познавательного и удивительного. Но отметим лишь некоторые выдающиеся прозрения этих авторов.

Фурье считал, что нет порочного в человеческих страстях (чувстве дружбы, честолюбии, любви, отцовстве, страсти к интриге, стремлении к разнообразию, к объединению в группы) — порочно само общество. Поэтому общество должно создать условия для удовлетворения этих страстей должным образом. Труд должен стать потребностью человека. Но он не должен быть ограничен какой-то одной областью. Человек вправе менять его в зависимости от своих желаний, стремлений и, если хотите, от настроения. Вознаграждение за труд должно распределяться также справедливо. Чтобы создать такое социальное устройство необходимо, чтобы те, у кого в руках капитал, осознали эту необходимость. В своем стремлении претворить в жизнь свою мечту Фурье дошел до того, что предлагал 4/12 доходов «фаланги» (так он называл первичную общественную ячейку), тем, кто вложит в ее создание деньги.

Сен-Симон первый отметил значение собственности как источника общественного развития. Именно ее перемещение от одного класса к другому порождает социальные пертурбации. Общество же будущего должно быть основано на планово организованной крупной промышленности со справедливым распределением собственности. Развитие промышленности должно идти в интересах большинства, особенно беднейшей его части. Общество должно обеспечить всем право на труд и каждый должен трудиться по своим способностям. «Политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и в руководство процессами производства». Как в развитии промышленности, так и в переходе к справедливому общественному устройству ведущая роль принадлежит ученым (исследователям, аналитикам, просветителям, пропагандистам). Революционный способ изменения действительности для Сен-Симона был неприемлем.

Роббер Оуэн был одним из тех, кто попытался на деле проверить свои теоретические построения. Будучи управляющим одним из крупных промышленных предприятий в Шотландии, он сократил рабочий день до 10,5 часов (против обычного 13-14 часового), улучшил условия труда и быт рабочих, создал образцовую школу, организовал детские ясли и сад. От частичной реорганизации капиталистического производства он пришел к идее организации коммуны (социальной группы с общей собственностью). Полигоном для проверки ее дееспособности он выбрал американский континент. И… потерпел неудачу. Но от своей идеи не отказался. Его роль в рабочем профессиональном и кооперативном движении не остались незамеченными. Маркс отмечал, что «все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна».

Маркс, как и социалисты, понимал необходимость изменения существующего порядка вещей. К этому подталкивал его не только умозрительный анализ действительности, но и обострившееся классовое противостояние. Развитие капитализма углубило пропасть между бедными и богатыми, обострило социальные противоречия, чего только стоила революция 1848 г. Но он прошел путь обратный Оуэну: не от практики к теоретическим построениям, а от экономических исследований к действенному участию в рабочем движении. Так, с 1847 по 1852 гг. он, наряду с К. Шаппером, И. Моллем, Г. Бауэром, был руководителем и идейным лидером «Союза коммунистов». Именно для этой организации им был написан знаменитый на весь мир «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). С 1864 по 1872 гг. был деятельным участником Международного товарищества рабочих, так называемого Интернационала, в который входили такие выдающиеся теоретики и практики революционного движения как Вильгельм Либкнехт, Август Бебель, Михаил Бакунин и др. Кстати, наш соотечественник Бакунин был первым, кто перевел «Манифест компартии» на русский язык, и, одновременно, теоретиком русского анархизма.

Маркс, в отличие от теоретиков социализма, не строил моделей будущего общества. Его коммунизм опирался на изменение основных параметров капитализма, порождающих эксплуатацию человека человеком. В первую очередь, это относится к изменению отношений собственности. На смену частной собственности должна прийти общая собственность всех трудящихся. Уничтожив частную собственность, рабочий класс уничтожает не только классовое разделение общества, но и себя как обособленный класс. На смену государству, защищающему интересы класса частных собственников, придет государство трудящихся. Но все это не уничтожит разделения труда, индивидуальных особенностей, склонностей и стремлений человека. Для Маркса неприемлем принцип уравниловки, характерный для плоского понимания коммунизма. Поэтому принцип «каждому по труду» будет действовать до тех пор, пока развитие средств производства не сделает возможным осуществление другого принципа распределения — «каждому по потребностям». Но и в последнем случае уравниловка невозможна.

По мнению критиков марксизма в своей теории Маркс, используя термины классовой теории, упускает из внимания человека. Такое утверждение приемлемо лишь для тех, кто не знаком с «Экономическо-философскими рукописями 1844 года». В них Маркс рассматривая категорию «отчуждения», приходит к следующим выводам. Человек в процессе производства создает продукт, который в условиях капиталистического общества ему не принадлежит, не смотря на то, что в него он вкладывает и физический труд, и умения, и знания, и, если можно так выразиться, душу. Следовательно, в товар он отчуждает свою сущность как человека. Это происходит из-за господствующей при капитализме частной собственности. Уничтожив ее, человек сможет обрести свою сущность, увидеть в себе человека, а не орудие труда. В этом суть марксова гуманизма и коммунизма. Это — та коммунистическая идея, которая, овладев массами, способна изменить мир.

Учение Маркса уже при его жизни обрело как много сторонников, так и противников. О противниках говорить много не стоит. Любой, кто отстаивает и защищает право частной собственности, видел и видит в марксизме угрозу собственных интересов. Но если раньше критика Маркса велась открыто, путем оспаривания либо всего его учения, либо отдельных его положений (что только добавляло ему популярности), то сейчас марксизм стараются замолчать, а идеи коммунизма подменить практикой ошибок в первом в мире эксперименте по воплощению этих идей в жизнь, в истории СССР. Практика современной борьбы против марксизма стала утонченней. Помимо элементарного замалчивания и подмены понятий, в ход идут оболванивание населения путем снижения его гуманитарной культуры, промывание мозгов с помощью продажных средств массовой информации.

Как бы то ни было, но никто не станет отрицать, что идеи Маркса распространились по всему миру. Они привлекательны людей везде, где существует эксплуатация человека человеком. Следуя им, менялся и продолжает меняться общественный строй многих государств (если отвлечься от России, то среди них и Китай, и Куба, и Венесуэла и др.).

К современному миру теория Маркса применима в такой же степени, как почти 200 лет назад. И это, не смотря на существенные изменения процесса капиталистического производства — его глобализацию. В сущности своей современное капиталистическое общество точно также базируется на частной собственности, товарном производстве, производстве прибавочной стоимости и эксплуатации человека человеком (правда, эта эксплуатация приобретает все более изощренные формы).

Приложимо это и к современной России. Для человека мало-мальски неглупого понятно, что сам факт существования «богатых» и «бедных» указывает на присвоение одной, немногочисленной частью общества труда другой, представляющей большинство населения. Кстати, часто упоминаемый в теле- и радиопрограммах термин «период первоначального накопления капитала» происходит от названия (и, конечно же, содержания) последней главы 1 тома «Капитала», хотя, употребляя его, не говорят о его создателе. Варварский, грабительский характер этого этапа развития капитализма был описан еще в 1867 г. (русский перевод 1 тома «Капитала» увидел свет в 1872 г.).

Современное российское государство, защищающее интересы крупного капитала, само, являясь одним из них, борется с марксизмом всеми, доступными ему способами. Контролируя и искажая информацию, оно способно не только замалчивать марксизм, но и смещать акцент с сути его на частности, извращать его.

И все же, как говорил В. И. Ленин: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».