Советский народ

Материал из Энциклопедия Коммунист.Ru
Перейти к: навигация, поиск

Советский народ
Soviet people.jpg
Эйнарс Граудиньш • Георгий Гачев • Рудольф Лившиц • Дмитрий Сухарев • Жорес Алферов • Всеволод Емелин
Численность
2002 год (согласно переписи РФ):

99 человек<ref name="Белонучкин">Белонучкин Г. Госкомстат насчитал в России 27 тысяч людей советской национальности // СЦИЛЛА. — 26 июня 2012 г.</ref>

2010 год (согласно переписи РФ):

27 тыс. человек<ref name="Белонучкин"/>

Ареал расселения
Союзное государство:

СССР СССР

Союзные республики:

РСФСР РСФСР
Украинская Советская Социалистическая Республика Украинская ССР
БССР Белорусская ССР
Узбекская ССР
Казахская ССР
Грузинская ССР
Азербайджанская ССР
Литовская ССР
Молдавская ССР
Латвийская ССР
Киргизская ССР
Таджикская ССР
Армянская ССР
Туркменская ССР Эстонская ССР

Язык
Язык межнационального общения:

русский

Мировоззрение
Официальная идеология:

Марксизм-ленинизм

Советский народ — общество нового типа, формировавшееся на территории СССР после победы Октябрьской революции 1917 года.

Советский народ — новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, возникшая в СССР на основе победы социализма<ref>Советский народ // Научный коммунизм: Словарь. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. С. 278.</ref>, в морально-политическом и духовном облике которых закрепились такие общие черты, как социалистический патриотизм и интернационализм, высокая общественно-политическая и трудовая активность, непримиримость к эксплуататорам и угнетению, национальным и расовым предрассудкам, классовая солидарность с трудящимися всех стран<ref>Шерстобитов В. Советский народ — новая историческая общность людей // Знание—сила. — 1972. — № 8. С. 4.</ref>. Советский народ — одна из переходных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма<ref>Советский народ // Научный коммунизм: Словарь. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. С. 278.</ref>. Опыт становления и развития советского народа как социально-классовой и интернациональной общности является бесценным достоянием человечества, освещает ему путь к единству, к коммунистическому братству<ref>Шерстобитов В. Советский народ — новая историческая общность людей // Знание—сила. — 1972. — № 8. С. 5.</ref>

Содержание

Советский народ как политическая идея

Предпосылки возникновения советского народа

План:

  • Классики: Маркс и Энгельс, "Немецкая идеология" — о мнимой и подлинной коллективности. Антагонизм классов - источник социальной вражды и вражды между народами.
  • Интернациональный состав большевистской партии
    Lenin badge.jpg
  • Принципы ленинской национальной политики (право народов на самоопределение)
  • Политическая основа - союзное государство (обеспечение мирного труда, благоприятные условия для консолидации общества)
  • Экономическая основа - общественная социалистическая собственность (однотипная социалистическая экономика, однотипная социальная структура)
  • Трансформация самих наций (для одних - из буржуазных наций к социалистическим, для других - от патриархально-феодального строя сразу к социализму)

Становление и развитие советского народа

В годы гражданской войны

В Красную Армию и партизанские отряды уходили целыми семьями. Под Владикавказом, например, сражался отряд из 18 человек -- членов семьи ингуша Дальгиева Керим-Султана из селения Долакова…<ref name="Родина Советская">Родина Советская. 1917—1977. Исторический очерк. — Изд. 3-е, доп. — М.: Политиздат, 1978.</ref>:63

К концу 1920 года основные силы интервентов и белогвардейцев были разгромлены. В. И. Ленин 6 февраля 1920 года сказал, что в борьбе против международного капитала удалось одержать победу, которой не видывал мир. Правильная национальная политика Советской власти обеспечила активное участие в войне с интервентами всех народов страны во главе с русским рабочим классом. Русский народ, Красная Армия оказали братскую помощь народам России в освобождении их от интервентов и белогвардейцев. Русский народ и Красная Армия пришли на помощь азербайджанскому, армянскому и грузинскому народам и вместе с ними освободились от интервентов и белогвардейцев Закавказье. Образовались Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Борьба продолжалась только в Средней Азии и на Дальнем Востоке.<ref name="Родина Советская"/>:82

ЦК РКП(б) и Советское правительство отправили для помощи трудящимся Средней Азии полномочную комиссию. М. В. Фрунзе и В. В. Куйбышев возглавили Туркестанский фронт, войска которого помогли народам Туркестана очистить территорию республики от врагов. В результате народной революции, начавшейся в августе 1920 года, в Бухаре, как и в Хиве, были созданы народные Бухарская и Хорезмская советские республики, признанные Советским правительством суверенными государствами.<ref name="Родина Советская"/>:82-83

Народно-революционная армия Дальневосточной республики и партизаны Приморья в конце октября 1922 года полностью освободили Дальний Восток от интервентов и белогвардейцев.<ref name="Родина Советская"/>:83

На фронт большевистская партия направляла лучшие силы: в 1918 году в Красной Армии было до 30 тыс. коммунистов, в 1919—120 тыс., а в 1920—300 тыс., то есть половина всего состава партии. Коммунисты проявляли беспримерную стойкость и героизм, увлекая своим примером миллионы беспартийных. Партия сплотила рабочий класс и трудовое крестьянство в нерушимый союз, сыгравший решающую роль в достижении победы над врагом.<ref name="Родина Советская"/>:85

Советский народ проявил массовый героизм и самоотверженность. За боевые подвиги в годы войны высшей награды республики — ордена Красного Знамени — удостоены 14 тыс. бойцов и командиров, 36 воинских частей и соединений.<ref name="Родина Советская"/>:85

Борьба против российской контрреволюции и мирового империализма носила «глубоко интернациональный характер». В рядах Красной Армии героически сражались тысячи бойцов многих стран, а рабочие Англии, Франции и других стран — участниц интервенции протестовали против политики своих правительств, бастовали, отказывались грузить оружие для армий белогвардейцев, организовывали комитеты под лозунгом «Руки прочь от Советской России».<ref name="Родина Советская"/>:85

Советский народ в годы Великой Отечественной войны

Социализм дал советским людям могучие силы, которые в ходе войны превзошли силы фашистской Германии и её союзников и привели в всемирно-исторической победе. Эта победа была достигнута благодаря нерушимому социально-политическому и идейному единству советского народа, благодаря братской дружбе всех народов СССР, их преданности социалистическому строю.<ref name="Война">Великая Отечественная война Советского Союза 1941—1945. Краткая история. — М.: Воениздат, 1967.</ref>:7

Чтобы сломить дух советских людей, гитлеровцы установили в оккупированных районах режим кровавого террора. Зверски замучили или угнали в фашистское рабство не один миллион советских граждан.<ref name="Война"/>:582 Главной формой сопротивления врагу было массовое партизанское движение, вооружённая борьба народа. Партийные организации создали огромную партизанскую армию. За годы войны в тылу противника действовало около миллиона вооружённых партизан. Это были рабочие, крестьяне, интеллигенты. Большой силой являлись женщины, число которых в отдельных отрядах достигало 10—25 % общего количества партизан. В партизанском движении и в деятельности подполья на оккупированной территории участвовали представители многих национальностей Советского Союза. Например, в партизанских отрядах Краснодарского края сражались русские, белорусы, грузины, азербайджанцы, армяне, узбеки, туркмены, эстонцы, молдаване, татары, башкиры, евреи, адыгейцы, мордвины, чуваши, марийцы и другие. Таким же многонациональным был состав партизан и подпольщиков других областей, краёв и республик. В этом ярко проявилось боевое содружество народов социалистической державы.<ref name="Война"/>:584

За годы оккупации гитлеровцы пытались отравить сознание советских людей ядом фашистской пропаганды. Большинство сохраняло верность Советскому правительству и компартии, но некоторая часть, особенно выходцы из буржуазных и мелкобуржуазных слоёв западных областей Украины, Белоруссии и прибалтийских республик в какой-то степени поддались влиянию врага. Наиболее распространённой и действенной формой работы в сёлах освобождённых районов являлись собрания и совещания жителей, на которых обсуждались вопросы о возвращении крестьянам отобранной у них земли, о буржуазных националистах, как злейших врагах народа, о событиях на фронтах, международном положении. С докладами выступали партийные и советские работники, а также крестьяне.<ref name="Война"/>:445

Герои Советского Союза — представители всех 15-ти республик
Представители всех народов СССР сражались на фронтах Отечественной войны в рядах Красной Армии. Имелись и национальные формирования: азербайджанские, армянские, грузинские, латвийские, эстонские и другие, действовавшие в общем строю со всеми соединениями.<ref name="Война"/>:578

О массовом героизме солдат, офицеров и генералов свидетельствуют награждения их орденами. Всего состоялось 5 млн. 300 тыс. награждений орденами Советского Союза, в том числе орденом Ленина 8,8 тыс., Красного Знамени — 238 тыс., Отечественной войны 1-й степени — 324 тыс., 2-й степени — 951 тыс., Красной Звезды — 2 млн. 811 тыс. и т. д. Сотни тысяч солдат, офицеров и генералов были награждены не одним, а многими орденами. Героями Советского Союза стали представители ста наций и народностей: 7998 русских, 2021 украинец, 299 белорусов, 161 татарин, 107 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 89 армян, 67 узбеков, 63 мордвина, 45 чувашей, 43 азербайджанца, 38 башкир, 31 осетин, 16 туркмен, 15 литовцев, 15 таджиков, 12 киргизов, 12 латышей, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 8 карелов, 8 калмыков, 6 адыгейцев, 6 кабардинцев, 4 абхаза, 2 молдаванина, 2 якута, 1 тувинец и другие. В числе Героев Советского Союза — 73 женщины: военные лётчицы, санитарки, партизанки, подпольщицы и т. д.<ref name="Война"/>:573

Холодная война. 1953 — 1985

Период «Перестройки». 1985 — 1991

Судьба советского народа после развала СССР

Согласно точке зрения председателя исполкома съезда граждан СССР, кандидата философских наук Татьяны Михайловны Хабаровой, после 1991 года «советский народ никуда не делся, он продолжает существовать, и ему принадлежит великое будущее, его надо только вывести из шокового состояния, в которое он погружён благодаря информационно-психологической войне». После победы СССР в Великой Отечественной войне над фашистской Германией началась новая «жесточайшая истребительная, диверсионная психо-информационная война… самая настоящая третья мировая война». Основными орудиями в этой войне являются обман, имитация, умение притвориться тем, чем в действительности не являешься. «Мы потерпели в этой войне тяжелейшее поражение, результатом которого стала оккупация».<ref>«Почему у нас в стране недееспособное коммунистическое движение?» Видеоинтервью с Т. М. Хабаровой / А. Свидерский. — Июль, 2012.</ref>

Следствием этой оккупации стало образование триады: во-первых, в течение последних 20-ти лет действует совершенно нелегитимный по своему происхождению режим, который успешно имитирует законную власть, во-вторых, одновременно преступное сообщество имитирует буржуазию, являясь в действительности лишь так называемыми «транзитными собственниками», успешно распродавая за границу природные и интеллектуальные ресурсы, в-третьих, имеет место и имитация сопротивления режиму в виде псевдокоммунистического движения, одной из главных фигур которого является председатель КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов.<ref>«Почему у нас в стране недееспособное коммунистическое движение?» Видеоинтервью с Т. М. Хабаровой / А. Свидерский. — Июль, 2012.</ref>

Истоки псевдокоммунизма, по мнению учёного, следует искать в 1955 году, когда при Н. С. Хрущёве были реабилитированы и полностью восстановлены в правах те, кто был справедливо осуждён за пособничество врагу в Великой Отечественной войне. Именно эти лица впоследствии пополнили ряды интеллигентской и партийно-бюрократической элиты, которые и совершили диверсию против Советского государства. На сегодняшний день основная риторика псевдокоммунистов, по мнению Т. М. Хабаровой, сводится к следующим тезисам:

  • никакой третьей мировой войны не было;
  • СССР как государство больше не существует;
  • мы живём в новом, буржуазном государстве, а потому должны руководствоваться его законами;
  • Российская Федерация, как буржуазное государство, вполне легитимно и является преемником СССР;
  • нет никакой оккупации, но имеет место системный кризис;
  • так как мы живём в буржуазном государстве, то необходимо ожидать того, когда созреет революционная ситуация; нужна новая социалистическая революция;
  • нет никакого советского народа, как и нет его идеологии;
  • необходимо превознесение русского народа.<ref>«Почему у нас в стране недееспособное коммунистическое движение?» Видеоинтервью с Т. М. Хабаровой / А. Свидерский. — Июль, 2012.</ref>

Как следствие, основным врагом следует считать не столько оккупационный режим, сколько псевдокоммунистическое движение, которое во-первых, не даёт организоваться народу для действительной борьбы, во-вторых, рисует извращённую картину реальности и, в-третьих, предлагает тупиковые варианты действия, например «бесконечные хождения на выборы».<ref>«Почему у нас в стране недееспособное коммунистическое движение?» Видеоинтервью с Т. М. Хабаровой / А. Свидерский. — Июль, 2012.</ref>

Т. М. Хабарова утверждает, что идеология советского патриотизма разрабатывалась ещё со времён Великой Отечественной войны, и на сегодняшний день она представлена как «идеология современного советского патриотизма», основными элементами которой являются следующие:

  • советский народ как новая историческая общность людей действительно образовался, что нашло отражение в Конституции СССР 1977 года;
  • ему присущи такие качества, которые не могут быть ни уничтожены, ни отменены, а именно: трудолюбие, товарищество, коллективизм, чувство долга, любовь к Родине и др.
  • образовавшись, советский народ не исчезнет, он будет существовать, подобно тому, как за время татаро-монгольского ига не исчез и русский народ;
  • в новейшей психо-информационной войне советский народ потерпел тяжелейшее поражение и оказался под оккупацией;
  • как и в случае борьбы с оккупантами в Великой Отечественной войне, необходимы ответные военные действия, необходимо национально-освободительная война советского народа;
  • главным оружием в этой войне является пропаганда.<ref>«Почему у нас в стране недееспособное коммунистическое движение?» Видеоинтервью с Т. М. Хабаровой / А. Свидерский. — Июль, 2012.</ref>

Взгляды буржуазных политиков

Сходные мысли высказал в ряде интервью член генерального совета буржуазной партии «Единая Россия», кандидат экономических наук Евгений Алексеевич Фёдоров:

«В 1991 году произошло поражение одной стороны по отношению к другой. Советский Союз проиграл войну, потому что противник изучил нас хорошо и применил операцию продвижения своего агента Горбачева, который за шесть лет сумел создать механизм ликвидации страны. Горбачеву расчистили дорогу. На него у спецслужб был ещё военный компромат по его родственникам, который попал через гестапо к американцам. Они его с молодости вели».<ref>«Проигравшие победители». Интервью с депутатом госдумы Евгением Фёдоровым / И. Новикова // Правда.Ру. — 24.05.2012. С. 1.</ref>

Война изначально была направлена «против советского народа, частью которого был тогда российский народ».<ref>«95 % российской промышленности принадлежит иностранным оффшорам!» Интервью с Е. Фёдоровым /Ю. Пронько // Радиостанция «Финам FM». — 21.01.2010.</ref> М. С. Горбачёв «создал искусственный, якобы национальный конфликт между регионами, которого вообще не было в принципе, и те, кто жил в Советском Союзе, понимают, что этого не могло быть по определению».

В результате развала СССР американцами было создано новое государство — «Российская Федерация», которое обречено платить «дань» победителю — США. По мнению Е. А. Фёдорова, первое время победители управляли новым государством напрямую, а «Козырев, Гайдар были просто фигурами, прикрывающими американское правительство, которое работало в Москве через систему советников». В дальнейшем, с 1996 года «американские советники» создали особый олигархический механизм («семибанкирщину»), посредством которого управляли чиновничьим аппаратом подконтрольного государства. Наконец, благодаря осознанию фиктивности своего правления Б. Н. Ельцин избрал своим преемником В. В. Путина, который «обозначил свою позицию национального лидера — лидера национально-освободительного движения». Новый президент стал восстанавливать суверенитет страны, однако «он не изменил систему влияния американцев на Россию, но убрал эксцессы внешнего управления». Политик признаётся:

«Америка — хозяин ситуации в России: политической, экономической, стратегической, идеологической, — а не Путин, не Кремль, не Медведев, не "Единая Россия". Это спектакль, в котором эти — артисты, а режиссеры — там. Это следствие отсутствия суверенитета с 1991 года. Кто-то поддается этой режиссуре в силу манипулирования, а кто-то понимает, что это сила и против силы не попрешь».<ref>«Проигравшие победители». Интервью с депутатом госдумы Евгением Фёдоровым / И. Новикова // Правда.Ру. — 24.05.2012. С. 4.</ref>

Промышленность на 95 % принадлежит иностранным оффшорам. Информационное пространство, средства массовой информации не подконтрольны российскому государству в силу отсутствия двух факторов, которые были в Советском Союзе, — национальной идеологии и органа цензуры.

Истоки подобного поражения Е. А. Фёдоров видит в географических и национальных факторах, обусловивших особый тип властной системы:

«Американцы нащупали наше слабое место — вертикаль власти. Российская система власти в силу национального состава, географического и северного расположения, географии в целом, совмещает в себе реальную власть, в отличие от Европы, с властью публичной. Это связано с бюрократическим характером российской исторической государственности. По этому слабому месту они долбали последние 200 или 300 лет. И дальше они запустили таких, как Горбачев, несколько сот человек. Он добежал до самой верхушки, возглавил страну, и через его рычаг они ликвидировали страну».

Кроме того, буржуазный политик далёк от негативной оценки американской политики:

«Американцы не несут в своих решениях какого-то зла. У них нет задачи России что-то ухудшить. Так же, как не было задачи у Москвы ухудшить ситуацию в Польше, во времена Советского Союза… Просто таковы взрослые игры наций. Так же, как и взрослые игры людей. Это, если хотите, амбициозное соревнование наций, которому тысячи лет. И формы этого соревнования такие. Никто же не говорит, зачем страны тратят деньги на оружие? Потому что они обязаны это делать, в силу соревнования с другими странами. Вот так же они тратят деньги на политику. <…> Эта система, так она устроена, ей тысяча лет».<ref>«95 % российской промышленности принадлежит иностранным оффшорам!» Интервью с Е. Фёдоровым /Ю. Пронько // Радиостанция «Финам FM». — 21.01.2010.</ref>

Ряд высказываний о советском народе и его судьбе позволил себе и другой буржуазный политический деятель, кандидат юридических наук Дмитрий Анатольевич Медведев. Так, в интервью российской газете «Известия» он признал значение советского народа во Второй Мировой войне:

«Если бы не роль Красной Армии, если бы не колоссальная жертва, которую принёс на алтарь войны советский народ, Европа была бы другой. Современной, благополучной, процветающей, богатой, хорошо развивающейся Европы не было бы – это совершенно очевидно».<ref>Интервью Дмитрия Медведева газете «Известия» // РИАНОВОСТИ. — 01.05.2010.</ref>

Также на встрече с российскими гражданами — пенсионерами и ветеранами — он дал высокую оценку советской модели общности людей и выразил сожаление, что подобной общности больше нет:

«Мы очень часто критикуем, например, какие-то прежние порядки. Делают это все: и молодёжь делает, и люди среднего и старшего возраста. Но есть неоспоримые ценности, которые, как мне кажется, должны иметь вневременной характер. В нашей стране создавалась единая общность – советский народ. Кто-то с воодушевлением об этом говорил, кто-то подтрунивал, но тем не менее эта модель работала, мы все дружили, общались. Это абсолютная правильная установка. <…> К сожалению, в силу известных причин эта модель потерпела крах. Это самое печальное, что можно себе представить… Нам, мне кажется, не нужно стесняться возвращать те идеи, которые будут носить объединительный характер».<ref>Встреча Д. А. Медведева и В. В. Путина с пенсионерами и ветеранами // Kremlin.Ru. — 17 ноября 2011.</ref>

Однако в интервью европейскому новостному каналу «Евроньюс» Д. А. Медведев заявил, что советский народ существовал лишь в теории:

«В советские времена, напомню, использовался даже такой термин: «единая общность – советский народ». Во многом это оказались теоретические построения».<ref>«Необходим баланс сил и интересов». Интервью с Д. А. Медведевым // EuroNews. – 08.09.2011.</ref>

Особый взгляд

Сравнение людей советской и нынешней эпох, высказанное писателем-фантастом Е. И. Парновым (1935 — 2009) в последнем при его жизни интервью:

«Я вообще не верю в гибель великого русского народа, великой страны. Мне не нравился режим, который был. Я не вступал в партию, но это было моё правительство, моя страна, и я старался ей служить, не пресмыкаясь. Как мог, существовал, где-то делал полезные дела, где-то меня мучили, уничтожали, где-то приподнимали — дали орден… Правда, с 70-летием меня ни Союз, ни журналы не поздравили. И только «Литературка» дала заметку с портретом. Всякое было…
Я гордился Советским Союзом. Это был великий эксперимент, и разрушить его вот так… Он бы мог ещё существовать и существовать. Начали раздирать страну, которая могла бы быть эталоном будущего мира. А как измельчала литература и наука, так измельчали и политики — ничтожные люди, марионетки. <…>
Пришло общество потребления — деньги вышли на первый план. И то, что даже учёные скатились в шарлатанство ради денег, говорит о многом. Врачи, которые раньше были бесплатными, теперь без денег и шагу не сделают, преподаватели вузов стали брать взятки… Чего ждать дальше, когда в стране никто не говорит о таких вещах, как чувство собственного достоинства, совесть, — нет таких понятий. А как без этого можно существовать! <…>
История России показывает, что маятник начинает раскачиваться, когда что-то выводит его из крайней точки, в данном случае — кризис. Уже все понимают, что надо что-то делать. Пойдёт в другую сторону наверняка — другого выхода нет. Великая страна, великий народ с великой культурой погибнуть не может — выход найдётся». <ref>Еремей Парнов: Я гордился Советским Союзом (последнее интервью) // Литературная газета. — 25 марта 2009.</ref>

Национальный состав

Советский Союз был одним одним из самых многонациональных государств мира, его населяли свыше ста больших и малых народов, различных по происхождению, языку и культуре. Согласно исследованию доктора географических наук, заместителя директора Института этнографии АН СССР С. Брука, в развитии народов Союза ССР выявляются две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, имело место бурное и всестороннее развитие каждой нации и национальной культуры, а с другой — всё большее сближение всех социалистических наций.<ref name="Bruk">Брук С. Советский народ // Наука и жизнь. — 1981. — № 4. С. 78—81.</ref>

Так как изучение национальных процессов имело первостепенное значение для социального и культурного строительства в СССР, то в число основных задач советские переписи населения включали и определение национального и языкового состава.В послевоенных переписях 1959, 1970 и 1979 годов определение национальности записывалось со слов опрашиваемых. Национальность детей определялась родителями. Если мать и отец принадлежали разным национальностям, и им было затруднительно определить национальность ребёнка, то им рекомендовалось сделать выбор в пользу национальности матери.<ref name="Bruk"/>

Сопоставление переписей показало значительные изменения в численности народов и в соотношении между национальностями:

  • в первые десятилетия Советской власти имели место процессы консолидации — мелкие этнические группы объединялись в более крупные народы: «…Так, в начале 1920-х годов около 20 таких групп объединились в две народности — алтайцев и хакасов». К концу же 1970-х годов стало очевидно, что подобные процессы перестали играть существенную роль;
  • до второй мировой войны колебания рождаемости и темпы прироста населения в республиках были невелики. Только после 1950 года начинается дифференциация в уровнях рождаемости населения республик Средней Азии и Закавказья (за исключением Грузии), с одной стороны, и остальных республик — с другой. По состоянию на начало 1980-х годов уровень рождаемости в республиках Средней Азии не менее чем в 2 раза выше уровня рождаемости в РСФСР, УССР, БССР и прибалтийских республиках, а также в полтора раза выше, чем в остальных республиках (см. таблицу 1);
  • общий рост населения СССР с 1959 по 1979 годы составил 25,7 %, рост населения различных национальностей колеблется примерно от 10 до 100 %. Менее 10 % отмечен рост у эстонцев, латышей и шорцев. Численность же мордвы, карелов, евреев, поляков и финнов, наоборот, уменьшилась;
  • наиболее высокие темпы среднегодового роста характерны для народов среднеазиатских республик — от 3,0 до 3,5 % в год. Показатели роста у русских и остальных народов также «выше, чем у большинства народов, живущих в развитых странах»;
  • тем не менее, темпы среднегодового прироста за период с 1970 по 1979 годы несколько сократились по сравнению с 1959 годом: в целом по стране этот показатель сокращения среднегодовых темпов роста составил 31,3 %;
  • снизилась общая доля славянских народов в населении страны: 77,1 % в 1959 году, 74,6 % в 1970, 72,8 % в 1979 (таблица 1).

Таблица 1. Удельный вес народов в населении Союза ССР (в %)<ref name="Bruk"/>

1959 1970 1979
Русские 54,7 53,4 52,4
Украинцы 17,8 16,9 16,2
Белорусы 3,8 3,7 3,6
Народы Прибалтики 2,3 2,1 2,1
Народы Поволжья 4,9 4,9 4,8
Народы Кавказа 5,2 6,1 6,6
Народы Средней Азии и Казахстана 6,2 8,5 10,3
Другие народы 4,8 4,4 4,0

Факторы подобных изменений следующие:

  • неодинаковый уровня рождаемости;
  • миграция населения;
  • процессы растворения в инонациональной среде.

Процессы смешения различных этических групп ускоряются в условиях тесных экономических и культурных связей, что наиболее заметно в городах, где нередки межнациональные браки и переход с одного языка на другой. «В результате существенно изменилась динамика численности некоторых народов Поволжья и европейского Севера… а также евреев и поляков. Они особенно активно смешиваются, главным образом с соседними этносами». Как следствие, в одних союзных республиках увеличился удельный вес коренных народов (республики Средней Азии и Закавказья, Казахстан, Литва), в других, наоборот, уменьшился (таблица 2).

Таблица 2. Удельный вес народов в населении союзных республик в 1979 году (в %)

Коренной народ Русские Украинцы Наиболее крупный из остальных народов
РСФСР РСФСР 82,6 2,7 3,6 — татары
Украинская Советская Социалистическая Республика Украинская ССР 73,6 21,1 1,3 — евреи
БССР Белорусская ССР 79,4 11,9 2,4 4,2 — поляки
Узбекская ССР 68,7 10,8 0,7 4,2 — татары
Казахская ССР 36,0 40,8 6,1 2,1 — татары
Грузинская ССР 68,8 7,4 0,9 9,0 — армяне
Азербайджанская ССР 78,1 7,9 7,9 — армяне
Литовская ССР 80,0 8.9 0,9 7,3 — поляки
Молдавская ССР 63,9 12,8 14,2 3,5 — гагаузы
Латвийская ССР 53,7 32,8 2,7 4,5 — белорусы
Киргизская ССР 47,9 25,9 3,1 12,1 — узбеки
Таджикская ССР 58,8 10,4 0,9 22,9 — узбеки
Армянская ССР 89,7 2,3 5,3 — азербайджанцы
Туркменская ССР 68,4 12,6 1,3 8,5 — узбеки
Эстонская ССР 64,7 27,9 2,5 1,6 — белорусы

Русские являются важным компонентом в населении республик. Согласно исследованию динамики численности населения в союзных республиках, которое провёл С. Брук, во всех республиках, за исключением Средней Азии, Казахстана и Закавказья, доля русских увеличилась. Только в РСФСР удельный вес русских уменьшился. Перепись 1979 года показала также, что в последние годы почти не было притока русских в республики Закавказья.<ref name="Bruk"/>

Язык

По утверждению доктора филологических наук Магомета Измайловича Исаева, «Советская власть унаследовала от царизма исключительно запущенное и запутанное «языковое хозяйство». Из 130 народов нашей страны лишь 20 имели более или менее разработанную письменность. Большинство народов были поголовно безграмотными, а о существовании многих из них вообще ничего не было известно».<ref name="Isaev">Исаев М. И. Родной язык // Наука и жизнь. — 1989. — № 7. С. 14—18.</ref>

Развитые литературные языки имели только русские, грузины и армяне. Представители остальных народов в той или иной степени пользовались кириллическим, латинским, арабским, древнеуйгурско-монгольским и древнееврейским письмом.<ref name="Isaev"/>

«Однако следует отметить, что эта письменность была практически недоступна народу, хотя ею пользовались выдающиеся писатели прошлого…»<ref name="Isaev"/>

Процент неграмотности у «письменных» и бесписьменных народов был очень большим. Если добавить к этому отсталость Российской Империи в сфере экономики и культуры, а также хозяйственную разруху в первые годы после Октябрьской революции, то разрешение языковой проблемы представлялось «чрезвычайно сложным».<ref name="Isaev"/>

Для строительства социализма требовалось решить две основные задачи:

  • улучшение существующих письменностей;
  • создание письма для бесписьменных народов.<ref name="Isaev"/>

В результате «многотрудной организационной работы» в 1920-е годы ряд народов перешёл на латинский алфавит, а также были созданы новые литературные языки для 50 народов Советского Союза. По оценке учёного, «латинизация» принесла безусловную пользу для народов, не имевших письменности, — способствовала развитию грамотности, появлению письменной литературной традиции». Была идея латинизации и русского языка: «…В начале 20-х годов интеллигенция жила с мыслями о всемирной революции, с которой ассоциировался латинский алфавит». Однако уже в 30-е годы почти все алфавиты были переведены на кириллицу: «В 1937—1940 годы народы Средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа, Азербайджана с латиницы перешли на русскую графику письма, армяне и грузины сохранили свои алфавиты, имевшие вековые традиции. Народы Прибалтики пользуются издавна латиницей».<ref name="Isaev"/>

Общее количество языков народов СССР составляет приблизительно 128—132. Более точное число определить затруднительно по следующим причинам:

  • имеют место случаи, когда на одном языке говорят два народа, например «кабардинцы и черкесы говорят на едином кабардино-черкесском языке»;
  • имеет место и обратное явление — у одного народа параллельно развиваются два литературных языка, как, например, у марийцев («лугово-восточный марийский и горномарийский литературные языки»);
  • нерешённость вопроса о том, что называть языком, а что диалектом (например, «многие «маленькие языки» в Дагестане специалисты склонны называть диалектами»).<ref name="Isaev"/>

В процессе сближения народов СССР важную роль сыграл русский язык, который стал языком межнационального общения. Согласно переписи 1979 года, свободно владеет русским языком 62,1 % нерусского населения Советского Союза.<ref name="Bruk"/>

Нравственно-психологические черты

Доктор философских наук Ибрагим Меликов утверждает, что историческая реальность — советский народ — отражала не политическую и экономическую, а человеческую составляющую социалистического строя: «Советский народ — это, собственно говоря, есть советский человек».<ref name="Melikov">Меликов И. Был ли советский народ? // Азербайджанский конгресс. — 2011. — № 2. Также здесь.</ref> По мнению учёного, можно выделить четыре основных отличительных признака советского народа, делающим его уникальным явлением в истории:

  • полиэтничность — главный отличительный признак: «При всех недостатках национальной политики в советском обществе сложилась единая общность со своей специфической культурой. В рамках отдельных этносов сформировался пласт культуры, который был плодом интенсивного взаимодействия всех народов». В советском народе доминировало русское начало, однако народы не только терпимо — хотя и с иронией — относились друг к другу, но и развивали свои отношения, обменивались своими достижениями. Плодом такого интенсивного взаимодействия народов стало то, что представители одной и той же нации говорили между собой не на родном, а на русском языке. Современная русскоязычная культура имеет свои корни именно в советском народе. «Дружба между представителями разных национальностей была обычным явлением, а межнациональные браки стали характерной приметой того времени»;<ref name="Melikov"/>
  • идейность как психологическая особенность: «Идеи для советского народа были важнее самой жизни». И такой идеей был коммунизм;
  • романтизм. «Социализм строился на романтике души… Социализм не позволяет человеческой душе опуститься на землю». Благодаря этой романтике в советское время было создано «немало гениальных творений культуры». И. Меликов полагает, что социалистическое искусство правильнее было бы назвать социалистическим романтизмом;<ref name="Melikov"/>
  • моральность, «граничащая с религиозностью». «Идея нравственности в сознании людей имела несомненный приоритет над выгодой и эгоизмом». Моральный кодекс коммуниста мало чем отличался от религиозных заповедей.<ref name="Melikov"/>
«Идейность, романтизм и моральность и были основой советского характера, который обеспечил устойчивость советского общества и победу в Великой Отечественной войне».<ref name="Melikov"/>

Образ жизни

Культура

Культура советского народа, которая была, согласно доктору исторических наук В. Шерстобитову, социалистической по содержанию и национальной по форме, достигла высокого уровня развития: более 40 народностей обрели за время советской власти свою письменность(по мнению филолога М. И. Исаева, 50 народов<ref name="Isaev"/>), выработали развитые литературные языки; преподавание в школах СССР велось на 57 языках; культура советского народа вбирала в себя всё ценное и прогрессивное, что было в каждой национальной культуре, а фестивали дружбы, обмен гастролями театральных коллективов и иные культурные мероприятия способствовали взаимному освоению народами положительного художественного опыта.<ref>Шерстобитов В. Советский народ — новая историческая общность людей // Знание—сила. — 1972. — № 8. С. 5.</ref>

Показателен широкий размах творческой деятельности советских трудящихся: только за 10 лет (1970—1980) число рационализаторов и изобретателей в стране удвоилось и достигло 9,6 млн. Ещё около 25 млн. советских людей участвуют в художественной самодеятельности, многие тысячи являются членами творческих объединений.<ref>Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука, 1980. С. 273.</ref> «Будучи одним из проявлений социальной активности человека, самодеятельное творчество расширяет интересы и кругозор трудящихся, способствует выявлению индивидуальных склонностей и способностей, формированию новых духовных потребностей, и прежде всего — потребности в творческой самореализации и творческом общении, которые являются решающим фактором в развитии культуры, в формировании личности».<ref>Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука, 1980. С. 273.</ref>

Воспитание и образование

В первые месяцы после Октябрьской революции были предприняты решительные меры для создания необходимых предпосылок культурной революции: во-первых, была национализирована материальная база культуры (издательства, библиотеки, музеи, театры), а во-вторых, осуществлены меры по ликвидации безграмотности. В декабре 1919 года был принят Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в июле 1920 года создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации неграмотности. Обучение в школах и вузах стала бесплатным, дети рабочих и крестьян получили значительные льготы, а нерусское население — возможность обучаться на родном языке.<ref>Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука, 1980. С. 248.</ref>

Литература и искусство

Традиции и праздничные дни

Важная роль в преодолении религиозных пережитков принадлежит советским праздникам, обрядам, традициям, которые всем своим содержанием утверждают нравственно-этические ценности социалистического образа жизни — гуманизм, уважение к трудящемуся человеку, подлинно атеистическое мировоззрение.<ref>Львовский музей истории религии и атеизма. — Львов: Каменяр, 1988. С. 89—91. Потом дополню авторитетными источниками.</ref>

Советская обрядность формировалась в процессе классовой борьбы пролетариата по мере по мере накопления боевых и трудовых традиций рабочего класса. Первым общепролетарским, а впоследствии государственным праздником стало 1 Мая, ещё в 1889 году объявленное решением учредительного конгресса II Интернационала праздником международной солидарности трудящихся. Статус общегосударственных праздников получили также годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, День Победы 9 мая. Залогом непоколебимости и прочности социалистической идеологии, морали является безмерное уважение и любовь советского народа к наследию В. И. Ленина, что выражалось и в праздновании трудящимися юбилейных дат, посвящённых памяти основателя Советского государства.<ref>Львовский музей истории религии и атеизма. — Львов: Каменяр, 1988. С. 89—91. Потом дополню авторитетными источниками.</ref>

Обретенное в трудовой деятельности чувство коллективизма, товарищеской взаимопомощи в производственных коллективах вызвали к жизни праздники и обряды, прославляющие человека труда: посвящение в рабочий класс, праздник трудовой славы, праздник Серпа и Молота, первого звонка и многие другие.<ref>Львовский музей истории религии и атеизма. — Львов: Каменяр, 1988. С. 89—91. Потом дополню авторитетными источниками.</ref>

Важную роль в воспитании подрастающих поколений, в формировании мироощущения, свободного от религиозных и иных предрассудков, играют гражданские и бытовые праздники, связанные с событиями личной жизни человека, — его рождением, обретением гражданского статуса — получением паспорта, проводами в Советскую Армию, вступлением в брак. Советская семейно-бытовая обрядность, вобравшая в себя лучшие из народных традиций, прочно вошла в жизнь советского человека, стала неотъемлемой частью социалистической духовной культуры.<ref>Львовский музей истории религии и атеизма. — Львов: Каменяр, 1988. С. 89—91. Потом дополню авторитетными источниками.</ref>

Физкультура и спорт

Наука и технология

Атеизм и религия

Согласно учению К. Маркса и Ф. Энгельса, религия есть исторически преходящее явление, на смену которому неизбежно приходит научный атеизм. Практическим осуществлением марксистско-ленинских принципов атеистического воспитания трудящихся стал провозглашённый в первые годы Советской власти декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года, согласно которому религиозные организации, полностью уравненные в правах, отстранялись от политической и государственной деятельности, получали материальную независимость от государства, а гражданам гарантировалась как полная свобода вероисповедания, так и право не разделять религиозные убеждения, быть атеистом. Положения декрета вошли во все последующие союзные и республиканские конституции, в советское законодательство о культах. Например, В Конституции Украинской ССР, принятой в 1978 году Статья 50 гласила: «Гражданам УССР гарантируется свобода совести, т. е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».<ref>Львовский музей истории религии и атеизма. — Львов: Каменяр, 1988. С. 89—91. Потом дополню авторитетными источниками.</ref>

Посещение советскими гражданами Львовского музея истории религии и атеизма. 1980-е годы.
Однако нередко религиозные организации выступали яростным врагом первого в мире социалистического государства, активным проповедником националистических идей. Так, митрополит униатской церкви А. Шептицкий призывал верой и правдой служить немецко-фашистским оккупантам, с которыми духовные пастыри активно сотрудничали. Ряд документальных материалов свидетельствуют также о роли униатского духовенства в создании дивизии СС «Галичина» в Западной Украине. Например, в 1943 году униатский капеллан Василь Лаба приводил к присяге новобранцев этой дивизии. Тесное сотрудничество греко-католического духовенства с немецко-фашистскими оккупантами, бандами украинских буржуазных националистов окончательно скомпрометировало униатскую церковь, разоблачив её антинародную сущность. Как следствие, в марте 1946 года во Львове собор униатского духовенства принял решение о ликвидации Брестской церковной унии и передаче всех приходов в состав Русской православной церкви. Через два года, в 1948 году греко-католический священник, писатель и публицист Гавриил Костельник, принимавший активное участие в соборе 1946 года был убит «агентом Ватикана». В 1949 году погиб от рук униатско-оуновских экстремистов и украинский советский писатель Ярослав Галан, развенчивавший фашизм, украинский буржуазный национализм, католицизм и униатство.<ref>Львовский музей истории религии и атеизма. — Львов: Каменяр, 1988. С. 89—91. Потом дополню авторитетными источниками.</ref>

Большую роль в процессе отхода советских людей от религии играли примеры бывших священнослужителей, сложивших с себя сан и решительно порвавших с религиозными взглядами и ставших на путь переоценки иллюзорных ценностей. Так, бывший протоирей православной церкви А. К. Самостяк стал заведующим отделом Кабардино-Балкарского краеведческого музея, а бывший иеговист Г. К. Гнидце — бригадиром цеха Николаевского цементно-горного комбината.<ref>Львовский музей истории религии и атеизма. — Львов: Каменяр, 1988. С. 89—91. Потом дополню авторитетными источниками.</ref>

Достижения

Хайман Джордж Риковер, адмирал флота США, в 1960 году заявил:

«Серьезность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам своей системой образования»<ref>Цит. по: Кукаркин А.В. Буржуазное общество и культура. — М., 1970. С. 47.</ref>.

Нерешённые проблемы

Партийный популизм

Информационная война

В своём открытом письме Александру Солженицыну Дин Рид заметил следующее:

«Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки, но ведь все в мире относительно. В принципе и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество — здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на несправедливости и эксплуатации человека человеком. Общество и правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво. Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути»<ref>Рид Д. Открытое письмо Александру Солженицыну // Огонек. — 1971. — № 5.</ref>.

Межнациональные отношения

Национальная политика

По мнению доктора философских наук Константина Петровича Матвеева, за время существования Советского Союза накопилось «много противоречивых и острых вопросов в межнациональных отношениях, в развитии наций и народностей».<ref name="Matveev">«Верю в силу нашей дружбы, несмотря ни на что». Интервью с К. П. Матвеевым / Г. Ронина // Сельская Новь. — 1989. — № 6. С. 8 — 12.</ref> Одну из причин такому положению дел учёный находит в «глубоком расхождении» между В. И. Лениным и И. В. Сталиным по вопросу о характере Союза ССР:

«Ленин, как известно, отстаивал принцип федерации равноправных республик против сталинского принципа «автономизации», предполагавшего вхождение республик в РСФСР, как главную, «первую среди равных», — лишь на началах некоторой автономии, весьма ограниченной самостоятельности».<ref name="Matveev"/>

И несмотря на уступку, которую сделал И. В. Сталин в этом вопросе, верность ленинским заветам оказалась формальной.<ref name="Matveev"/> Другая причина — теория Сталина по национальному вопросу:

«Согласно его концепции, нация — это общность людей, которые имеют единую территорию, единый литературный язык, единый экономический рынок, общность культуры. Но, допустим, нет общей территории, единого рынка, — вот, скажем, тысячи корейцев живут в Узбекистане, — считать их нацией или нет?»<ref name="Matveev"/>

55 млн. человек, то есть пятая часть населения Советского государства проживала за пределами своих республик или вообще не имела национально-территориальных образований, что не означало отсутствие у них собственных национальных интересов. Однако правом посылать своих депутатов, например, в Верховный Совет СССР имели только те нации и народности, которые имели свои республики, автономные области и округа.<ref name="Matveev"/> К. П. Матвеев приводит несколько следствий пренебрежения подобными проблемами национальной политики:

  • растворение малых народностей в среде окружающих более крупных, преобладающих в данной республике или крае. Например, «многие нивхи или коряки стали числиться русскими, ассирийцы армянами или азербайджанцами, мингрелы или осетины грузинами и т. д.»;
  • сокращение численности малых народов. К примеру, к началу Октябрьской революции в стране насчитывалось 50 тыс. ассирийцев,<ref>К. П. Матвеев о себе: «Мне более всего знакомы проблемы ассирийцев, так как я сам принадлежу к этому народу» («Верю в силу нашей дружбы, несмотря ни на что». Интервью с К. П. Матвеевым / Г. Ронина // Сельская Новь. — 1989. — № 6. С. 9).</ref> в 1939 — 19 тыс. и только в последние десятилетия цифра снова выросла до 30 тыс.;
  • постепенное «умирание» языков малых народностей. В 1920-е годы в СССР выходили книги на 86 языках, в начале 1980-х — на 63. Языки, на которых перестали выходить книги: ассирийский, белуджский, вепский, ижорский, ительменский, караимский, кетский, корякский, мансийский, саамский, селькупский и другие;
  • отсутствие развития и изучения культуры малых народов. «Живут, например, на Севере нашей страны карелы — их 80 тысяч. И тоже не имеют ни своих школ, ни газеты, ни книг на своём языке, да и не преподаётся их язык. Говорят, нет преподавателей».<ref name="Matveev"/>

Воспитание и образование

Религия

См. также

Примечания

<references />

Источники

Статьи

  • Брук С. Советский народ // Наука и жизнь. — 1981. — № 4. С. 78—81.
  • Калтахчян С.Т. Советский народ // Философский энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 594—595.
  • Советский народ // Научный коммунизм: Словарь. — 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. С. 278—280.
  • Советский народ // Советский энциклопедический словарь. — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 1233.
  • Шерстобитов В. Советский народ — новая историческая общность людей // Знание—сила. — 1972. — № 8. С. 4—5.

Монографии

Изданные до 1985 года

  • Аношкин И.Ф. Новая историческая общность людей и социальный прогресс. — М.: Знание, 1981. — 64 с.
  • Баграмов Э.А., Минц И.И. Сто национальностей — один народ. — М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1982. — 85 с.
  • Боронов А. О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. — Таллинн: Ээсти раамат, 1982. — 110 с.
  • Бурмистрова Т. Ю. Интернациональное единство советского народа. — Л.: Лениздат, 1982. — 143 с.
  • Горовский Ф.Я. Советский народ как интернациональная общность. — Киев: Вища школа, 1982. — 223 с.
  • Кублицкий Г.И. Советский народ: штрихи к портрету. О происхождении, образе жизни, обычаях и традициях народов. — М.: Изд-во агентства печати «Новости», 1984. — 108 с.
  • Кукушкин Ю.С. Социальные аспекты истории советского народа как новой социально-интернациональной общности людей: Сборник. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 248 с.
  • Куличенко М.И., Аношкин И.Ф., Баграмов Э.А. и др. Развитие советского народа — новой исторической общности / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — М.: Политиздат, 1980. — 431 с.
  • Савичев Н.П. Советский народ — главный творец победы в Великой Отечественной войне. — Киев: О-во «Знание» УССР, 1980. — 23 с.
  • Тадевосян Э.В. Советский народ — новая историческая общность людей: Сб. обзоров. — М.: ИНИОН, 1980. — 200 с.
  • Федосеев П.Н., Усубалиев Т.У., Степанян Ц. А. Советский народ — строитель коммунизма. — М.: Наука, 1981. — 533 с.
  • Шерстобитов В.П. Интернационализм советского народа: формирование и развитие. — М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1980. — 40 с.
  • Шляхтун П.А. Советский народ — новая социальная и интернациональная общность людей. — Киев: О-во «Знание» УССР, 1982. — 16 с.

Изданные после 1985 года

  • Джандильдин Н. Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. — Алма-Ата: Казахстан, 1989. — 197 с.
  • Ким М.П. Советский народ — новая интернациональная общность людей: Сб. научных трудов / Ин-т истории СССР, АН МССР, Ин-т истории им. Я. С. Гросула. — Кишинёв: Штиинца, 1987. — 279 с.
  • Ниязалиев Ш. М. Национальная психология и её место в формировании и развитии личности: (О некоторых особенностях национализма и интернационализма в психологии советского народа). — Фрунзе: Кыргызстан, 1986. — 108 с.

Документальные фильмы

Советский народ в литературе и искусстве

Ссылки

и другие аудиоматериалы по запросу «советский народ» на сайте SovMusic.ru